Магия предков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Время
Наша группа вк
Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 10, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 10 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (131) здесь было Вс Июн 25, 2017 12:55 am
поделиться
Наш YouTube канал
Liveinternet

ДОМОВЫЕ И ДОМАШНИЕ ДУХИ В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ

Перейти вниз

ДОМОВЫЕ И ДОМАШНИЕ ДУХИ В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ Empty ДОМОВЫЕ И ДОМАШНИЕ ДУХИ В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ

Сообщение автор Mosaik Сб Янв 05, 2019 10:15 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Во всём германском мире мы встречаем веру в домашних духов. Эти создания зовутся многими именами – ниссе (nisse - единственное число, nissen множественное,) в Дании, томте (tomte, tomten) в Швеции, туссе (tusse, tussen) в Норвегии, кобольдами (kobold) в Германии, и т.д. – но все они, как кажется, существа одного вида. В Скандинавии духи дома обычно выглядят как маленькие человечки, часто одетые в серые одежды и остроконечные красные шапочки, Датские ниссе также зовутся тамблес (thumbless – букв. без большого пальца, беспалые).

Как и вера в альвов и духов земли, вера в домашних духов пережила веру в Асов и Ванов, обычай оставлять овсянику для томте или ниссе сохранился до наших дней в Скандинавии, хотя семьи не-язычников делают это не более серьёзно, чем когда они же оставляют булочки и молоко Санта-Клаусу.

Одно из имен домашних духов в Норвегии – хаугбо (haugbo), так же известное в Оркнейском диалекте как хогбой (hogboy) – “обитатель кургана” или хаугбонд (haugbonde), “бонд кургана, хуторянин кургана”. Иногда о ниссе или томте также говорят как о живущих в холмах на земле. В "Gardvoren og senga hans" Сольхейм (Solheim) предполагает, что домашний дух был первым владельцем усадьбы, что живёт как воплощение его процветания - и, возможно, дает уверенность, что всё идёт правильно у тех, кто пришел после него. Это предполагает, что домовые современного скандинавского фольклора могут быть теми же существами, которых старо-северные источники знают как альвов – родовых обитатели холмов, что присматривают за своими потомками. Эту идею может так же подкрепить факт, что домашние духи всегда, без зарегистрированных исключений, мужского рода.

Домашние духи не всегда привязаны к своим холмам, однако. Пока некоторые усиленно ассоциировались с местами (особенно общественными местами, некоторые даже делали своими жилищами церкви), многие другие будут охотно переезжать и следуют за семьёй везде, хотят ли те этого или нет. Тема семьи, что пытается поменять дом, что бы отделаться от беспокойного домашнего духа, но видит его сидящим на верху повозки и хихикающего, какой хороший денёк для путешествия, широко распространена в Скандинавии и Великобритании (где обычно привязана к гэльским брауни). Такие существа часто охраняют корабли, мельницы и другие места, где народ работает – ваш офис может иметь своего собственного домового.
Главная роль этих существ – заботиться о доме и прилегающих землях. В деревенских хозяйствах они обеспечивают то, что хлеб поднимается, сливки сбиваются в масло в маслобойке, коровы хорошо доятся, и работа в поле успешна. В наши дни они различными путями присматривают за семьями, за которыми следуют. Домашние духи обеспечивают, чтобы ваши ключи и очки были там, где вы можете их найти, чтобы домашняя электропроводка была безопасной, и, главное, что бы вещи шли как им следует. Они помогают с уборкой и работой в саду, они донимают лентяев, но могут облегчить работу трудолюбивым.

Домашние духи также особо способны приносить удачу хозяйству, иногда крадя её у других. Одна датская история сообщает, что у крестьянина не было корма для скота, но его ниссе отправлялся ночью с коровой и приводил её домой, нагруженной сеном (Квиделунд и Семсдорф, “Скандинавские народные верования и легенды”, стр.239-40(Kvidelund & Sehmsdorf, Scandinavian Folk Belief and Legends, pp. 239-40)). Другая история из Норвегии, варианты которой встречаются по всей Скандинавии, рассказывает о человеке, увидевшем его туссе, сражающегося с колоском пшеницы, и расхохотавшимся над тем, как легок груз. Туссе ответил, что он увидит, достаточно ли тяжела ноша, и повернулся, унося колос другой дорогой. После того ничего не стало на хуторе, кроме бедности, болезней и неудач, потому что туссе унес всё хорошее оттуда.
Эти существа трудятся усердно, когда их ценят и требуют немногого взамен – тарелку овсянки и стакан пива каждый четверг, с долей праздничного угощения в священные дни, этого им хватает для счастья. За последнюю пару сотен лет замечено, что им так же нравится табак. Они также питают тёплые чувства к молоку (не обезжиренному, они могут решить, что вы скупы с ними, домашние духи не смыслят в холестерине), и Квельдульф Гундарссон (KveldulfR Gundarsson, автор книг по асатру, член организации The Troth - прим.перев.) обнаружил, что его домашний дух также любит водку и другие сорта шнапса. Если вы подумаете о своём домовом как о старом обитателе сельской Скандинавии или Германии и спросите себя, что бы они могли хотеть съесть или выпить, вероятно, вы не слишком ошибётесь. Угощение помещают в сарай или хлев, где домашний дух обычно живёт в деревенских хозяйствах или рядом с очагом (Диана Паксон (Diana Paxson, писательница, организатор группы Hrafnar - прим.перев.) предлагает держать там камень, который бы служил его обиталищем, на котором можно поместить тарелку с едой). Если у вас нет очага, камень можно расположить в любом месте, которое вы выберете как сердце дома. Гримм (Grimm) сообщает нам, что плата домовому, вручаемая ему на Йольское утро, была “серая ткань, табак и совок земли” (II, p. 512))
Следует очень серьёзно отнестись к продовольствию для духа дома. Есть множество историй про то как съеденная овсянка домового и/или испачканная его тарелка приводили к последствиям от разгневанного ухода до того, что виновный бывал избит до смерти. Особенно важно дать угощение домашнему духу в Йоль (и, вероятно, так же в Зимние Ночи, т.к. он завершит тогда долгую и трудную долю работы). Домашние духи часто мстят жестоко за небрежение, и они очень сильны, разозлившись, несмотря на размер, и это причина, что бы быть осмотрительным.

Домашние духи также не любят шумных вечеринок, хотя ниссе испытытают нежные чувства к музыке. Если вы планируете устроить приём, вам следовало бы, наверное, предупредить вашего домового заранее, и дать ему подобающую еду и питье перед и после как вознаграждение за его терпимость. Согласно шведским верованиям томте особенно ненавидят стук (топором и т.д.) во дворе в четверг вечером (Гримм, II, стр. 509) и, вероятно, любой вид беспокойства в этот вечер, так как в ту ночь он получает свою овсянку и пиво и, по-видимому, ночью гуляет.

Одна из наиболее общих историй о домашних духах, такая же, как рассказывают о брауни в Шотландии: обитатели усадьбы видят своего домового одетым в лохмотья и хотят наградить его за тяжёлую работу, что он делает для них. Они мастерят небольшой комплект одежды, который он принимает с радостью, заявив, что теперь он слишком хорош для работы на ферме, и хозяева более не видят его. Однако, другие виды подарков были, несомненно, привычны в Германии: в пункте 103 Покаянных книг (Penitential) немецкой церкви (ок.900 н.э.) спрашивается: “Не делаете ли вы лук и башмаки, годные размером маленькому мальчику, и затем помещаете в ваш подвал или сарай для сатиров, и гоблинов как плату, за которую они будут приносить хорошие вещи и вы будете становиться богаче?” (Чизхольм Джеймс, “Могилы и виселицы…” , стр.54 (Chisholm, James, tr., Grove and Gallows, p. 54)).

Домашние духи часто могут быть озорными и любят розыгрыши. Если они становятся неприятны, дело исправит дополнительное угощение, еда или питьё, поставленные в их месте с твёрдо высказанным пожеланием, что они должны прекратить делать то, что будет объявлено вами, это лучший путь остановить их. Активно изгонять их – последнее дело, ведь они могут быть лучшими и искренними друзьями, которых вы можете иметь. Большинство их просто иногда не понимает, что раздражают своих людей, и один раз получив выговор, они раскаиваются и становятся ещё более услужливыми, чем до этого.
Другая разновидность просьб, с которыми так же можно обратиться к домовому вместе с предложением еды и питья – в общем виде будет: “Не был бы ты так любезен найти то/это/другое для меня?”
Некоторые домашние духи, однако, изначально неприятны. Даже в наши дни исландские семьи страдают от злобных существ, что зовутся фульгидраугарами (fylgidraugar, спутниками-немертвыми). Эти существа – разновидность Подсылов, созданных из детей, брошенных умирать, которые остаются мучить семью поколениями. Лучшее на что можно надеяться от них это, что если они получают пищу, то они будут менее неприятны, чем если они будут буйствовать в полную силу, причиняя неудобства.
Существует старое верхне-немецкое заклинание для изгнания злонамеренных домашних духов:
"Wola, wiht, taz tu weist, taz tu wiht heizist,
Taz tu neweist noch nechanst cheden 'chnospinci'."
(Хорошо, существо, ты знаешь, что ты высокое ‘существо’,
Но ты не знаешь и не можешь сказать 'chnospinci')
Существо, подобно Румпельштильцхену (Rumpelstiltskin), становится настолько злым от неспособности произнести бессмысленное слово 'chnospinci' (чно-спиин-кее (chno-speen-kee), чн – разновидность чихающего звука), что убирается в гневе. Заклинание используется только когда всё остальное оказалось недейственным.

В хозяйствах на селе домашние духи часто выбирают любимую лошадь или корову, что бы особо заботится о ней и задавать корм, бывает и похищая корм от других животных. Если ваши питомцы всегда упитанны и лоснятся, когда другие кажутся худыми и несчастными, и (самый важный момент в диагностике проблемы) ветеринар не находит ничего, что было бы не в порядке, возможно, вмешивается домашний дух. В этом случае его неудачливые жертвы должны быть подкормлены и получить особое внимание владельца. В одной шведской истории, хозяин продал любимую лошадь томте и привёл другую, которая стала худеть и чахнуть изо дня в день. Однажды ночью хозяин спрятался в конюшне и увидел, как томте порет новую лошадь большим кнутом. Он тогда купил снова старую, и не имел более проблем (Симпсон, “Скандинавские народные сказки”, стр. 174 (Simpson, Scandinavian Folktales, p. 174)).

Домашний дух особо связан с котами. Гримм упоминает названия polterkater (шумный кот) и katermann (коточеловек) для него (II, с. 509), и говорит, что кошки разделяют имена Гейнз (Heinz) и Гензель (Heinzel) с кобольдами, так же как stiefel-knecht (слуга в ботинках), “приходит часто вместе с находчивым Котом в Сапогах (Puss-in-Boots).

Полосатая кошка носит вам мышей, зерно и деньги всю ночь, пока третьей службой вы не сможете отделаться от неё…От полезного кота нельзя избавляться.”( IV, с. 1432). Достойное вознаграждение домашних кошек, безусловно, очень важно для процветания дома.

Гримм так же упоминает обычай вырезать фигурки кобольдов в доме или рисовать на стене (II, 501-02). Такая фигура может хорошо послужить пристанищем домашнему духу, перед которым можно помещать его еду и питьё. Если вам кажется, что у вас нет домашнего духа, такая фигурка может быть использована для фокусировки обряда призывания его для вас, как описано в “Тевтонской религии” Гундарссона (Gundarsson,Teutonic Religion). Если вы приглядитесь, вы даже можете обнаружить, что у вас есть статуя где-нибудь в доме, которая привлекла такое существо сама по себе.

Наконец, надо упомянуть, что в своём юмористическом рассказе писательница Эстер Фрейшер (Esther Friesner) предлагала против настырных томтен использовать просмотр фильмов Ингмара Бергмана, которые вгоняют их в глубокую скандинавскую депрессию. Вероятно, этому нет реальных оснований…но на всякий случай…

(с) Кведулф Гундарссон, перевод Tradis

Mosaik
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения