Поиск
Время
Наша группа вк
Похожие темы
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Самые просматриваемые темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 10, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 10 Нет
Больше всего посетителей (131) здесь было Вс Июн 25, 2017 12:55 am
поделиться
Наш YouTube канал
Liveinternet
Ведьмы на Руси
Страница 1 из 1
Ведьмы на Руси
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Что вы вспоминаете, когда слышите слово Средневековье? Инквизиция и охота на ведьм. Но все это - в Западной Европе. А что у нас? На землях Руси колдовские обряды имели глубокие корни, и с ними тоже пытались бороться, хоть и не столь кровавыми методами, как инквизиция.
Упоминание о людях, которые совершали разнообразные магические обряды, мы находим в древнейших фольклорных источниках, поэтому указать хотя бы столетие их появления вряд ли удастся. Называли этих людей по-разному: колдуны, волхвы, знахари, ведьмы, мольфары, ворожеи, кудесы, и это далеко не полный список их имен. Таких людей уважали, шли к ним за советом или помощью, но в то же время, если в деревне происходили какие-то неприятности, все были уверенны, что это дело рук сельского мага. В таких случаях иногда доходило и до самосуда. Именно поэтому дома людей, которые имели дело с потусторонними силами, как правило находились на самой окраине деревень, у опушек лесов. Это гарантировало минимальную безопасность в случае волнений.
Со временем у каждого из магов появилась своя «компетенция». Самыми опасными народ считал именно ведьм. Согласно поверьям они доят по ночам коров, выдаивая молоко до крови, могут превращаться в животных или неодушевленные предметы, чтобы навредить людям, снимать с неба звезды и прятать их у себя в подвале. Они также могут управлять погодой: задержать или призвать тучи, тем самым вызвать засуху, голод или потоп. Им же приписывали завитки, закрутки и заломы (свернутые особым образом колоски) на нивах, которые они делали с целью причинить вред хозяину нивы или чтобы перетянуть к себе чужое зерно.
Ведьмами обычно считали старух. Людям казалась странной такая продолжительность жизни, и они связывали это с вмешательством чар. Реже ведьмами считали замужних женщин или вдов, но никогда - молодых девушек. Все ведьмы делились на две категории: родимых и ученых. Причем вторые считались более опасными.
Почти в каждом селе была женщина или старуха, которую считали ведьмой. Не сложно догадаться, что ее боялись и не хотели иметь с ней ничего общего. Однако открыто выступать против подобных людей боялись, и до крайних мер доходило только в исключительных случаях.
Борьбу с ведьмами возглавила церковь. Первые процессы начались еще в XI в. В «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае, что постиг крестьян. В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников». В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.
Сторонниками казни ведьм и колдунов были многие видные религиозные деятели того времени: киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний и другие.
Активно боролся с ведьмами Иван Грозный. Даже советников царя, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну». В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с кудесниками. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось избить, ограбить и изгнать из общины. Неудивительно, что в это время под прикрытием изгнания ведьм сводились личные счеты.
Некоторая либерализация по отношению к магам произошла при сыне Ивана Грозного - Федоре Иоанновиче. Так, согласно его судебнику 1589 года, ведьмы и чародеи защищались государством от оскорблений и самосуда. Но по мнению многих ученых он действовал только на Русском севере. В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.
В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.
Одна из крупнейших охот на ведьм состоялась в 1667 году в Гадяче на Полтавщине. Этот город в то время был столицей гетмана левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Он активно шел на сближение с Москвой и царским двором. Для этого он даже женился на дочке московского боярина Дарье Исканской, что не могло понравиться простому народу. Поэтому когда у его беременной жены случился выкидыш, гетман усмотрел тут злой умысел. И через несколько дней он приказал «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Во многих источниках того времени говорится, что эти женщины были невиновны, а гетман просто хотел усмирить недовольный народ.
В 1714 году в Лубнах, также на Полтавщине, собирались сжечь женщину за чародейство. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству историка В. Татищева, который находился в городе проездом из Германии. В 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву. В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли. В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, так как на полях стали появляться «завитки», что по их мнению привело к смерти коней.
В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет».
Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд. Так в 1794 году прилуцкий мещанин Иван Балаба подал жалобу на Зиновию Глобиху, которая как будто делала завитки на его ниве. Он обратился в церковь, и священник после молитвы разрешил ему собирать урожай. Однако хозяин побаивался употреблять его сам. Часть он отдал жнецам, которые помогали в сборке, остальное продал, хоть и с потерей в цене. А через некоторое время обратился в суд, так как он и его жена начали ощущать ухудшение здоровья.
Стоит сказать, что именно завитки вызывали особый страх у населения, ведь это был объективный показатель. Если завитки появлялись, значит, их кто-то делал. В таких случаях пытались найти человека, который мог бы распутать их, но это было опасно и для хозяина нивы, и для знахаря, который вызвался помочь. Так в 1785 году в селе Батуровка от неизвестной болезни «зжиманіем рук, ног и всего корпуса» умерло восемь человек из двух семей. Односельчане утверждали, что причиной стали завитки на полях.
В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.
Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. В 1904 году суд в Сумах рассматривал дело против одного крестьянина который избил старуху ведьму. Та, проходя мимо его мельницы, перекрестилась, а он усмотрел в этом порчу, выскочил на улицу и ударил женщину колом.
Во времена советской власти все представления о колдовстве искоренялись из народного сознания. Но даже сейчас, приехав в далекое село, можно услышать рассказы о том, как одна соседка навела порчу на другую.
Mosaik- Admin
- Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03
Re: Ведьмы на Руси
На Руси с древнейших времён существовало очень много ведьм. В своей практической деятельности использовали они разные формы колдовства. Одна из самых опасных форм – выбор следа из-под ног и бросание пыли по ветру. В чём заключалось это колдовство? Ведьма брала пыль со следа того человека, которого хотела погубить. Клала эту пыль на ладонь и произносила проклятие. Затем проходила мимо дома намеченной жертвы и сдувала заговоренную пыль у порога или у ворот. После этого гибель человека была неминуемой.
Главная роль в волшебстве отводилась заговору или примолвлению. То есть магическая сила приписывалась не вещам или предметам, а словам. Именно они и напитывали различные предметы силой. Это означало, что магия исходила из человеческой души, а не от природы.
Даже лечение или отрава с помощью трав приписывались не вредному или целебному свойству растений, а колдуну, который наделял их различными свойствами посредством своей воли. Поэтому православная церковь негативно относилась к лечению травами и именовала его зелейничеством. Предполагалось, что абсолютно безвредное растение способно убить, если наделить его волшебной силой.
В 1632 году, когда Московское царство воевало с Литвой, государственным указом запретили ввозить на территорию Руси хмель. А родился такой указ на основании доноса лазутчиков. Те сообщили, что какая-то ведьма наговаривает на хмель. И когда такой хмель попадёт в Московию, то начнётся моровое поветрие.
В XV-XIX веках люди особенно боялись отвара из «подземного корня». Якобы ведьмы Руси находили его в пещерах, заброшенных колодцах и произносили над ним проклятие. После этого готовилась отрава, которую продавали в готовом виде. А вот сам загадочный корень никто из простых людей не видел. Особенно славились умением изготовлять яды из загадочного растения ведьмы, живущие в Замоскворечье первопрестольной.
В первой половине XVII века там жили такие известные ведьмы Руси как Феклица, Улька, Машка Козлиха, Наська Черниговка, Дунька. В 1638 году возникло дело о насланной порче на царицу Евдокию. И всех замоскворецких чаровниц допрашивали, так как те практиковали услуги посредством наговоров на какие-либо вещи.
Так к чародейке Наське Черниговке обращались женщины, страдающие от побоев мужей. Колдунья «отмывала сердца и ревность мужей». Наговаривала она на соль, белила, мыло и велела женщинам умываться мылом и белиться белилами, а соль подсыпать мужьям в пищу.
Одной из самых популярных в Москве считалась ведьма Феклица из Замоскворечья. Поговаривали, что дружит она с призраками и запросто общается с самим Сатаной. Жила эта женщина недалеко от Серпуховских ворот Скородома. Надо сказать, что в Замоскворечье в то время существовало много слобод. Жили там тяглые люди, возившие всевозможные грузы, переводчики-толмачи, иностранные, псковские, новгородские купцы. Издавна процветали в этом районе знахари, гадалки, колдуньи и ведьмы.
А Феклица, общаясь с духами, постоянно запугивала народ. Стращала тех, кто пытался без её ведома вырыть колодец или оборудовать подвал. Люди старались с ней не ссориться. Ведь она могла и воду в колодце отравить, и дом провалить под землю, и нечисть натравить всякую. Сам Сатана помогал ей людей наказывать. Для этого Феклица выцарапала на срубе заброшенного колодца специальный знак. И владыка злых сил сразу же являлся на её зов.
Следует заметить, что отношение в ведьмам Руси было двоякое. Их боялись, но в то же время звали на помощь в трудную минуту, просили погадать, поворожить, снять порчу. А случалось, что били, сажали в каземат, пытали, топили, сжигали на кострах. Кровавые расправы над чародейками практиковался на русской земле чрезвычайно широко. Но от Суда Святой инквизиции они отличались тем, что колдуний убивали обычные граждане, а государственная власть подобное практиковала от случая к случаю.
И знаменитой Феклицы коснулся народный гнев. В конце концов, жители первопрестольной с ней расправились. Причиной стал пожар в Замоскворечье. Уничтожил он много домов, и не все хозяева смогли вновь отстроить свои жилища. Несколько участков остались заброшенными. И стали на этих пепелищах дети играть. Как-то обнаружили они погреб и залезли в него. Увидели там уходящий в землю лаз, решили проверить, куда он идёт, и пропали.
Всполошилась родня пропавших детей, поползли слухи, что это Феклица их погубила. Принесла в дар невинные детские души тем призракам, с которыми постоянно зналась. Тут ей все грехи припомнили, накопленные за многие годы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Ввалились разъярённые мужики и бабы в избу Феклицы. Избили её и поволокли за волосы к заброшенному колодцу, где на срубе вырезала она знаки. В этот колодец ведьму и скинули. Для верности ещё и камнями забросали. Но успела крикнуть Феклица проклятия своим палачам.
Так уж издревле повелось, что ведьмы Руси никогда своих обидчиков не прощали. Вот и в этом случае пропавшая ребятня не вернулась, а на участников казни посыпались беды. Кого-то разбойники зарезали, кто-то от болезни умер, а кто-то остался без дома и имущества после очередного пожара. А перед тем, как беда заглядывала в чью-то семью, на жилище, где та жила, появлялись знаки. Точно такие же, как на срубе заброшенного колодца.
Долгие годы молва о Феклице не давала покоя обывателям. А старых ведьм Руси тем временем сменяли новые. И постепенно рождались иные предания и слухи.
Евгений Кузьмин
Mosaik- Admin
- Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03
Похожие темы
» Ритуал «Печать ведьмы» (Лишение Силы ведьмы)
» Фен-шуй в доме ведьмы.
» Мастер- класс "Курс практикующей ведьмы".
» Фен-шуй в доме ведьмы.
» Мастер- класс "Курс практикующей ведьмы".
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения