Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Время
Наша группа вк
Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Календарь Календарь

Самые активные пользователи за месяц
Вампирёнок
 
Ксения0
 
Ли
 
lia1974
 
Белокурый Ангел
 
Alximik
 

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (131) здесь было Вс Июн 25, 2017 12:55 am
поделиться
Наш YouTube канал
Liveinternet

Ведьмы на Руси

Перейти вниз

Ведьмы на Руси

Сообщение автор Mosaik в Ср Фев 21, 2018 7:34 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Что вы вспоминаете, когда слышите слово Средневековье? Инквизиция и охота на ведьм. Но все это - в Западной Европе. А что у нас? На землях Руси колдовские обряды имели глубокие корни, и с ними тоже пытались бороться, хоть и не столь кровавыми методами, как инквизиция.
Упоминание о людях, которые совершали разнообразные магические обряды, мы находим в древнейших фольклорных источниках, поэтому указать хотя бы столетие их появления вряд ли удастся. Называли этих людей по-разному: колдуны, волхвы, знахари, ведьмы, мольфары, ворожеи, кудесы, и это далеко не полный список их имен. Таких людей уважали, шли к ним за советом или помощью, но в то же время, если в деревне происходили какие-то неприятности, все были уверенны, что это дело рук сельского мага. В таких случаях иногда доходило и до самосуда. Именно поэтому дома людей, которые имели дело с потусторонними силами, как правило находились на самой окраине деревень, у опушек лесов. Это гарантировало минимальную безопасность в случае волнений.
Со временем у каждого из магов появилась своя «компетенция». Самыми опасными народ считал именно ведьм. Согласно поверьям они доят по ночам коров, выдаивая молоко до крови, могут превращаться в животных или неодушевленные предметы, чтобы навредить людям, снимать с неба звезды и прятать их у себя в подвале. Они также могут управлять погодой: задержать или призвать тучи, тем самым вызвать засуху, голод или потоп. Им же приписывали завитки, закрутки и заломы (свернутые особым образом колоски) на нивах, которые они делали с целью причинить вред хозяину нивы или чтобы перетянуть к себе чужое зерно.
Ведьмами обычно считали старух. Людям казалась странной такая продолжительность жизни, и они связывали это с вмешательством чар. Реже ведьмами считали замужних женщин или вдов, но никогда - молодых девушек. Все ведьмы делились на две категории: родимых и ученых. Причем вторые считались более опасными.
Почти в каждом селе была женщина или старуха, которую считали ведьмой. Не сложно догадаться, что ее боялись и не хотели иметь с ней ничего общего. Однако открыто выступать против подобных людей боялись, и до крайних мер доходило только в исключительных случаях.
Борьбу с ведьмами возглавила церковь. Первые процессы начались еще в XI в. В «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае, что постиг крестьян. В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников». В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.
Сторонниками казни ведьм и колдунов были многие видные религиозные деятели того времени: киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний и другие.
Активно боролся с ведьмами Иван Грозный. Даже советников царя, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну». В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с кудесниками. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось избить, ограбить и изгнать из общины. Неудивительно, что в это время под прикрытием изгнания ведьм сводились личные счеты.
Некоторая либерализация по отношению к магам произошла при сыне Ивана Грозного - Федоре Иоанновиче. Так, согласно его судебнику 1589 года, ведьмы и чародеи защищались государством от оскорблений и самосуда. Но по мнению многих ученых он действовал только на Русском севере. В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.
В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.
Одна из крупнейших охот на ведьм состоялась в 1667 году в Гадяче на Полтавщине. Этот город в то время был столицей гетмана левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Он активно шел на сближение с Москвой и царским двором. Для этого он даже женился на дочке московского боярина Дарье Исканской, что не могло понравиться простому народу. Поэтому когда у его беременной жены случился выкидыш, гетман усмотрел тут злой умысел. И через несколько дней он приказал «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Во многих источниках того времени говорится, что эти женщины были невиновны, а гетман просто хотел усмирить недовольный народ.
В 1714 году в Лубнах, также на Полтавщине, собирались сжечь женщину за чародейство. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству историка В. Татищева, который находился в городе проездом из Германии. В 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву. В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли. В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, так как на полях стали появляться «завитки», что по их мнению привело к смерти коней.
В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет».
Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд. Так в 1794 году прилуцкий мещанин Иван Балаба подал жалобу на Зиновию Глобиху, которая как будто делала завитки на его ниве. Он обратился в церковь, и священник после молитвы разрешил ему собирать урожай. Однако хозяин побаивался употреблять его сам. Часть он отдал жнецам, которые помогали в сборке, остальное продал, хоть и с потерей в цене. А через некоторое время обратился в суд, так как он и его жена начали ощущать ухудшение здоровья.
Стоит сказать, что именно завитки вызывали особый страх у населения, ведь это был объективный показатель. Если завитки появлялись, значит, их кто-то делал. В таких случаях пытались найти человека, который мог бы распутать их, но это было опасно и для хозяина нивы, и для знахаря, который вызвался помочь. Так в 1785 году в селе Батуровка от неизвестной болезни «зжиманіем рук, ног и всего корпуса» умерло восемь человек из двух семей. Односельчане утверждали, что причиной стали завитки на полях.
В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.
Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. В 1904 году суд в Сумах рассматривал дело против одного крестьянина который избил старуху ведьму. Та, проходя мимо его мельницы, перекрестилась, а он усмотрел в этом порчу, выскочил на улицу и ударил женщину колом.
Во времена советской власти все представления о колдовстве искоренялись из народного сознания. Но даже сейчас, приехав в далекое село, можно услышать рассказы о том, как одна соседка навела порчу на другую. 
avatar
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 7247
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Ведьмы на Руси

Сообщение автор Mosaik в Ср Фев 21, 2018 7:35 pm

На Руси с древнейших времён существовало очень много ведьм. В своей практической деятельности использовали они разные формы колдовства. Одна из самых опасных форм – выбор следа из-под ног и бросание пыли по ветру. В чём заключалось это колдовство? Ведьма брала пыль со следа того человека, которого хотела погубить. Клала эту пыль на ладонь и произносила проклятие. Затем проходила мимо дома намеченной жертвы и сдувала заговоренную пыль у порога или у ворот. После этого гибель человека была неминуемой.



Главная роль в волшебстве отводилась заговору или примолвлению. То есть магическая сила приписывалась не вещам или предметам, а словам. Именно они и напитывали различные предметы силой. Это означало, что магия исходила из человеческой души, а не от природы.
Даже лечение или отрава с помощью трав приписывались не вредному или целебному свойству растений, а колдуну, который наделял их различными свойствами посредством своей воли. Поэтому православная церковь негативно относилась к лечению травами и именовала его зелейничеством. Предполагалось, что абсолютно безвредное растение способно убить, если наделить его волшебной силой.
В 1632 году, когда Московское царство воевало с Литвой, государственным указом запретили ввозить на территорию Руси хмель. А родился такой указ на основании доноса лазутчиков. Те сообщили, что какая-то ведьма наговаривает на хмель. И когда такой хмель попадёт в Московию, то начнётся моровое поветрие.
В XV-XIX веках люди особенно боялись отвара из «подземного корня». Якобы ведьмы Руси находили его в пещерах, заброшенных колодцах и произносили над ним проклятие. После этого готовилась отрава, которую продавали в готовом виде. А вот сам загадочный корень никто из простых людей не видел. Особенно славились умением изготовлять яды из загадочного растения ведьмы, живущие в Замоскворечье первопрестольной.
В первой половине XVII века там жили такие известные ведьмы Руси как Феклица, Улька, Машка Козлиха, Наська Черниговка, Дунька. В 1638 году возникло дело о насланной порче на царицу Евдокию. И всех замоскворецких чаровниц допрашивали, так как те практиковали услуги посредством наговоров на какие-либо вещи.
Так к чародейке Наське Черниговке обращались женщины, страдающие от побоев мужей. Колдунья «отмывала сердца и ревность мужей». Наговаривала она на соль, белила, мыло и велела женщинам умываться мылом и белиться белилами, а соль подсыпать мужьям в пищу.
Одной из самых популярных в Москве считалась ведьма Феклица из Замоскворечья. Поговаривали, что дружит она с призраками и запросто общается с самим Сатаной. Жила эта женщина недалеко от Серпуховских ворот Скородома. Надо сказать, что в Замоскворечье в то время существовало много слобод. Жили там тяглые люди, возившие всевозможные грузы, переводчики-толмачи, иностранные, псковские, новгородские купцы. Издавна процветали в этом районе знахари, гадалки, колдуньи и ведьмы.
А Феклица, общаясь с духами, постоянно запугивала народ. Стращала тех, кто пытался без её ведома вырыть колодец или оборудовать подвал. Люди старались с ней не ссориться. Ведь она могла и воду в колодце отравить, и дом провалить под землю, и нечисть натравить всякую. Сам Сатана помогал ей людей наказывать. Для этого Феклица выцарапала на срубе заброшенного колодца специальный знак. И владыка злых сил сразу же являлся на её зов.
Следует заметить, что отношение в ведьмам Руси было двоякое. Их боялись, но в то же время звали на помощь в трудную минуту, просили погадать, поворожить, снять порчу. А случалось, что били, сажали в каземат, пытали, топили, сжигали на кострах. Кровавые расправы над чародейками практиковался на русской земле чрезвычайно широко. Но от Суда Святой инквизиции они отличались тем, что колдуний убивали обычные граждане, а государственная власть подобное практиковала от случая к случаю.
И знаменитой Феклицы коснулся народный гнев. В конце концов, жители первопрестольной с ней расправились. Причиной стал пожар в Замоскворечье. Уничтожил он много домов, и не все хозяева смогли вновь отстроить свои жилища. Несколько участков остались заброшенными. И стали на этих пепелищах дети играть. Как-то обнаружили они погреб и залезли в него. Увидели там уходящий в землю лаз, решили проверить, куда он идёт, и пропали.
Всполошилась родня пропавших детей, поползли слухи, что это Феклица их погубила. Принесла в дар невинные детские души тем призракам, с которыми постоянно зналась. Тут ей все грехи припомнили, накопленные за многие годы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ввалились разъярённые мужики и бабы в избу Феклицы. Избили её и поволокли за волосы к заброшенному колодцу, где на срубе вырезала она знаки. В этот колодец ведьму и скинули. Для верности ещё и камнями забросали. Но успела крикнуть Феклица проклятия своим палачам.
Так уж издревле повелось, что ведьмы Руси никогда своих обидчиков не прощали. Вот и в этом случае пропавшая ребятня не вернулась, а на участников казни посыпались беды. Кого-то разбойники зарезали, кто-то от болезни умер, а кто-то остался без дома и имущества после очередного пожара. А перед тем, как беда заглядывала в чью-то семью, на жилище, где та жила, появлялись знаки. Точно такие же, как на срубе заброшенного колодца.
Долгие годы молва о Феклице не давала покоя обывателям. А старых ведьм Руси тем временем сменяли новые. И постепенно рождались иные предания и слухи.
Евгений Кузьмин
avatar
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 7247
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения