Магия предков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Время
Наша группа вк
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 11, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 11

Нет

Больше всего посетителей (131) здесь было Вс Июн 25, 2017 12:55 am
поделиться
Наш YouTube канал
Liveinternet

О слове «Руна» и его значении

Перейти вниз

О слове «Руна» и его значении Empty О слове «Руна» и его значении

Сообщение автор Mosaik Пн Окт 23, 2017 9:11 pm

Одна из главных ошибок современной эзотерической рунологии состоит в слишком узком толковании понятия «руна (rún)» - исключительно как «рунический знак (rúna-stafr)». На этом зиждется толкование литературных источников, таких как “Старшая Эдда”, и, как следствие, большинство основополагающих концепций современной рунологии. Так например, за аксиому принято утверждение, что в строфах 138-142 “Речей Высокого” говорится об изобретении (“открытии”) Одином рунического алфавита и утверждении сакрального значения его букв. 

Тем временем, современные исследователи рун в большинстве своем упускают тот факт, что обращаются к древнему тексту, толкование которого с точки зрения современного мировоззрения недопустимо. Комплексное изучение источников показывает, что под словами «руна» (rún), и «знак» (stafr) совсем необязательно имелось в виду “графический символ” (“буква”): более того, древние связывали с этими словами понятия гораздо более широкие и глубокие. 

RÚN 

Первоначальное значение – тайна, сокрытое знание (lore – букв. «традиционное (sic!)» знание, учение), таинство, также – письменность, грамота. 

Один в “Речах Вафтруднира” говорит: «… frá jötna rúnum ok allra goða segðú it sannasta…»(Vafþrúðnismál, 42,43); 

Перевод В. Тихомирова: «…о тайнах великих богов и турсов ты правду поведал…»; 

Перевод С.Свириденко: “Все руны ты знаешь про асов и йотунов” 

Буквальный перевод: «о рунах йотунов и великих богов сказал правду». 

В «Песни о Риге» идет повествование о том, как Риг стал отцом трех детей (по сути - сословий) - Трэля («раб»), Карла («свободный человек»), Ярла («знатный господин») и последнего он «… rúnar kendi…» (Rígsþula , 36) 

Перевод В.Тихомирова: «…стал рунам учить…» 

Дословный перевод “обучал рунам” соответствует историческим реалиям, где знатному человеку прилично быть образованным, вместе с тем владеть грамотой вообще, и возможно составлением магических надписей в частности (немыслимо для неграмотного), только в том случае, если под “рунами” понимать грамоту и вообще знания. 

В «Речах Высокого» говорится о том, как Один «слышал рассуждения о рунах» «of rúnar heyrða ek dæma» (Hávamál, 111) 

Перевод А.Корсуна: «слушал слова я; говорили о рунах». 

Перевод С.Свириденко: «Он руны открыл мне, советы давал мне». 

О каких именно “рунах” идет речь, мы видим далее по тексту, где следуют знаменитые «советы Лоддфафниру», как-то не спать с чародейкой, запасаться провизией в дорогу, не изливать душу дурному человеку, не перечить глупцу и т.д. - то есть жизненные премудрости. 

Там же, один из советов Лоддфафниру содержит рекомендацию: «góðan mann teygðu þér at gamanrúnum» (Hávamál, 120) 

Перевод А.Корсуна: «с мужем достойным мирно беседуй». 

Буквальный перевод - «говорить «радостные» руны». 

В «Прорицании вёльвы» идет речь о встрече асов на Идавёлль-поле, где они, помимо прочего, вспоминают о «древних рунах Фимбультюра»: «…Fimbultýs fornar rúnar» (Völuspá, 60). 

О знаках или все же о древнем знании как таковом, не исчерпывающим себя информацией о символах, помнят асы? 

«Сказать правильные руны» - segja sannar rúnir - означает «сказать правду» (Сага об Одде стреле, “Sagði mér völva sannar rúnir”, “скажи мне, вельва, правду”). 

Также, «heita e-n at rúnum» имеет значение «давать советы кому-либо, консультировать» (Sigurðarkviða hin skamma, 14). 

Небезынтересно, что родственное слово «rúna» означает «друга, знающего некий секрет» (словарь Клисби-Вигфуссона). 

И, наконец, слово «rún» употребляется в значении «символ, письменный знак», например, алфавит - rúna-mál; рунический знак - rúna-stafr. При ближайшем рассмотрении слова stafr, можно увидеть, что эти понятия во многом синонимичны. 

«Руны» в значении «колдовство, магия» имеют следующие примеры в Старшей Эдде: 

- «Речи Высокого» - совет лечить «рунами - чирьи», возможно, подразумевается лечение заговорами; 

- там же: в рассказе о двенадцатой песни, Один говорит о вырезании и окрашивании рун и здесь недвусмысленно дается понять, что речь идет о вырезании рунической надписи магического содержания; 

- в «Речах Сигрдривы» приводится целый перечень видов магии для исцеления, победы, родов, защите в морских путешествиях и т.д. 

Случаи практического использования вышеперечисленного широко представлены как в рунике эпиграфике, так и рунике манускрипте - «обруненное» оружие и доспехи, фибулы, брактеаты, амулеты, палочки с текстами заклятий, «колдовские листки» и многое другое. 

STAFR 

Помимо «мирских», привычных значений, вроде - «палка, посох, столб», stafr - еще и буква, письменный знак, как и руна в одном из своих значений. 

В то же время, stafr - еще и «знание, мудрость»: 

- Один направляется к Вафтрудниру «померяться древними ставами» (forna stafi); 

- Сигрдрива сказала «правильные ставы», т.е. «правду» (sanna stafi); 

- Высокий упоминает «лишние ставы», т.е. «лишние речи» (staðlausu stafi); 

- Эгиль разгадал десять «тайных ставов», т.е. зашифрованный рунами текст (laun stafi). 

Таким образом, под “рунами” и даже “знаками” древние далеко не всегда имели в виду собственно знаки и буквы: гораздо чаще в литературе встречаются случаи, когда “рунами” обозначали то, что ими написано или даже - может быть написано, т.е. слова, знания, тайны. Будучи рассмотрен через призму описанных соображений, привычный в художественном переводе текст заиграет новыми красками смыслов: 

Rúnar munt þú finna 

ok ráðna stafi, 

mjök stóra stafi, 

mjök stinna stafi…

Такой взгляд на источники гораздо шире раскрывает рунику как магическую традицию: становится понятно, что силу древние связывали не с буквами, а со словами и передаваемой ими информацией. Таким образом, Один, вися на древе, обрел не буквы и их “значения”, а тайны мироздания, частичка которых доступна для изучения теми, кто стремиться к умножению знаний. В свою очередь, руны - не сами эти тайны и вообще знания, а лишь инструмент фиксации Слова, сказанного обладателем этих знаний - инструмент безусловно магический, но в рамках этой функции. 

(с) Сигвальд, Эйнар
Mosaik
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения