Магия предков
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Время
Наша группа вк
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Календарь Календарь

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 9, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 9 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (131) здесь было Вс Июн 25, 2017 12:55 am
поделиться
Наш YouTube канал
Liveinternet

Необходимость понимания культурно-исторической основы рун для их практического применения на примере руны Отила

Перейти вниз

Необходимость понимания культурно-исторической основы рун для их практического применения на примере руны Отила Empty Необходимость понимания культурно-исторической основы рун для их практического применения на примере руны Отила

Сообщение автор Mosaik Вс Окт 22, 2017 10:20 pm

Начиная изучать руны, маг сталкивается с огромным количеством сложностей, основной из которых является противоречивость толкований древних символов, предлагаемых огромным количеством авторов, многие из которых являются маглами. Отличить этих маглов от людей, действительно понимающих руны, начинающему магу очень сложно. Поэтому необходимо с самого начала выделить для себя те критерии, 
по которым стоит оценивать точность толкования рун. При этом одной из основных 
проблем в изучении рунной магии является изменение ключевых процессов, 
описываемых древними символами, в современном обществе. Меняется общество, 
мировоззрение, изменяется быт, меняется и сам человек, поэтому для того, чтобы 
научиться работать с рунами сегодня, не достаточно просто заучить основные 
толкования. То, что казалось очевидным древним скандинавам, у современных магов 
может вызывать сложности. Необходимо знать тот культурный пласт, в условиях 
которого создавался Футарк, нужно знать, какие материальные предметы из 
окружения древних викингов ассоциировались у древних народов с рунами Футарка. 
Для того чтобы понять глубинный смысл рун необходимо приблизиться к видению мира 
глазами древних жителей Северной Европы. Тогда и только тогда все тонкости 
значения каждой отдельной руны станут понятными, логичными и взаимосвязанными. 
Чем больше мы будем знать о тех, кто создал руны, и при каких условиях они 
создавались, тем легче нам будет понять, как эти руны должны действовать, и 
какие тайные и явные смыслы заложены в каждом из древних символов. Руны – это 
уникальный алфавит, большинство из символов которого специфичны именно для 
германо-скандинавской культуры и не встречаются в подобном значении у других 
народов. 

Рунная магия и скандинавская мифология формировались на Севере Европы задолго до 
того, как началась эпоха викингов. Современные исследователи относят эти 
процессы, самое позднее, к V веку нашей эры. В этот период предки викингов 
сильно отличались от того, какими представляют себе древних скандинавов 
современные люди. Тогда ещё не было грандиозных завоеваний, совершенные, даже по 
сегодняшним меркам, корабли викингов не бороздили дальние моря, а новорожденная 
цивилизация ещё не отошла от индоевропейских корней ни в бытовом, ни в 
религиозном плане. Лишь постепенно начала формироваться собственная уникальная 
культура, которая поражает воображение современных историков, культурологов, и, 
конечно, магов. 

Социально-культурные условия, в которых формировалась рунная магия, уникальны. 
Германо-скандинавские племена соседствовали с Римской Империей, которая в V веке 
нашей эры уже была разрушена, а последний правитель Римской империи потерял свой 
трон. Поэтому взаимное влияние культур не приводило к утере специфики 
скандинавкой культуры под влиянием более развитой римской, напротив, римляне 
заимствовали некоторые элементы культуры германо-скандинавских племён, например, 
спиральные орнаменты. Базовые традиции германо-скандинавов оставались 
неизменными, влияние римской культуры, если и сказывалось, например, в некоторых 
видах оружия и доспехов, общие традиции быта, религии и языка оставались 
неизменными. Неоднократно опровергались теории о римском происхождении рун. 
Такого влияния на скандинавскую культуру со стороны рушащегося Рима быть не 
могло, руны были созданы именно скандинавами, и глубинный смысл этих древних 
символов следует искать только в культуре германо-скандинавских племён. 

Природные особенности, к которым приспосабливались жители Северной Европы, 
сформировали особую, уникальную культурную традицию, известную даже спустя 
полтора тысячелетия. С одной стороны, не самый удобный для жизни климат и почва, 
не способная принести огромных урожаев, с другой – величественная красота 
окружающего рельефа сформировали у скандинавов специфическое отношение к 
окружающему миру и к богам: могущество внешних сил может прийти на помощь только 
тому, кто уверен в собственной цели и готов работать для достижения результатов. 

Совмещение исторических и мифологических знаний даёт рунологам ключ к пониманию 
древних символов. Если маг начинает мыслить так же, как мыслили люди, 
создававшие символы, ему уже не нужно наизусть заучивать толкования из 
многочисленных книг по рунной магии, видя символ и зная его обозначение, он 
воспринимает информацию самостоятельно, так, как будто ему прямо сказали что-то 
очень важное. 

В Старшем Футарке 24 символа, среди которых есть довольно понятные, или, во 
всяком случае, мало изменившие своё значение в современном мире, а есть и те, 
которые невозможно понять полностью без подробного изучения скандинавской 
культуры. Так, тайна жизни и смерти, отражённая в значении руны Перто, извечна и 
волнует людей всех эпох и культурных традиций, руны, отражающие мужское и 
женское начало (Тейваз, Беркана, Лагуз, Ингуз) также остаются интуитивно 
понятными. Больше проблем возникает с рунами, в основе символизма которых лежат 
культурные объекты и явления, специфические для скандинавского общества или 
имевшие конкретное выражение в материальном мире скандинавов или объекты из 
мифологических сюжетов. Это такие руны как Феху (скот), Мёлльнир (молот Тора), 
Отила (оталь), Эйваз (Иггдрасиль), Эваз (Слейпнир) и т.п. 

Данная работа посвящена руне, значение которой напрямую связано с древними 
традициями предков викингов, сложившимися ещё до начала вендельского периода в 
истории Северной Европы. Руне, глубина значения которой не может быть понятна 
современному человеку, не знакомому с историей и культурой древних скандинавов. 
Это руна Отила, связанная с культурно-историческим феноменом, характерным для 
германо-скандинавской культуры – длинным домом, называемым оталем. 

Когда человек впервые сталкивается с рунами и начинает запоминать основные 
значения древних символов, то почти всегда к руне Отила возникает довольно 
поверхностное отношение. Эта поверхностность связана со слишком прямолинейным 
переносом значения древнего символа на современную реальность. Отила в общем 
виде воспринимается как руна домашнего очага и всего что с этим очагом так или 
иначе может быть связано. Действительно, если бы мы говорили о том, что 
современное понятие дома идентично скандинавскому оталю, все было бы просто. Но 
многие современные маги упускают важнейший аспект понимания этой руны, они не 
стремятся задуматься о том, чем же тот или иной символ был в представлении его 
создателей, не хотят во всей полноте увидеть прообраз символа, прежде чем 
толковать его на современный лад. Отила в её символизме имеет слишком мало 
общего с типовой квартирой в блочном доме, в которой живёт одно-два поколения 
людей, и, возможно, хомяк, кошка или собака. В условиях современного общества 
дом становится местом, куда человек возвращается, чтобы отдохнуть, помимо дома 
существует ещё много мест, в которых современный работающий человек бывает 
практически ежедневно: офис, магазины, общественный транспорт, религиозные 
постройки. Это всё приводит к тому, что Отила очень тесно связывается именно с 
личной квартирой, и акцент при толковании руны делается, прежде всего, на 
материальное благосостояние живущих в доме людей. Как говорил знаменитый Воланд, 
«москвичей испортил квартирный вопрос». Многие исследователи рун считают, что 
Отила чаще всего должна применяться в качестве защиты личного недвижимого 
имущества, например, в рунескриптах на защиту квартиры от воров или автомобиля 
от аварии. Не спорю, такое значение вполне имеет право на существование, но оно 
далеко не основное. Связь Отилы с современным укладом жизни приводит к потере 
более тонких и не менее важных значений древней руны. 

Ещё одна распространённая проблема, связанная с пониманием руны Отила, вызвана 
противоречивостью толкований, за которыми не всегда легко уловить основной смысл 
руны. Если сравнивать толкования, предложенные Антоном Платовым и Ральфом Блюмом 
– эти толкования прямо противоположены друг другу. Для того чтобы найти среди 
них то, что на самом деле касается значения руны Отила, нужно самостоятельно 
научиться понимать смысл, заложенный в руне, причём чем ближе будет это 
понимание к тому смыслу, который вкладывался в руну изначально, тем легче будет 
с этой руной работать. 

Для того чтобы приблизиться к пониманию того, какие значения вкладывались в руну 
Отила изначально, нужно мысленно перенестись в далёкое прошлое Северной Европы. 
Представим себе хутор, расположенный в лесу на поляне, расчищенной от леса. 
Несколько домов, каждый из которых вдоль стен засыпан неким подобием земляного 
вала для утепления конструкции, и все дома похожи один на другой, различаясь 
лишь размерами. Этот хутор сообщается с другими подобными хуторами с помощью 
нешироких дорог, для создания которых также лишь слегка был расчищен лес. 
Местным жителям не требуется настолько много ресурсов, чтобы нарушать 
естественный природный баланс. Хутор живёт в гармонии с лесом, но нередко во 
вражде с соседями. Природный рельеф создаёт маленькие замкнутые области: равнины, 
плоскогорья, надёжно отделённые друг от друга горами, реками и лесами. В таких 
хуторах каждой семье принадлежит свой собственный дом. Одна-единственная 
постройка, под крышей которой находится всё, с чем связана жизнь древнего 
скандинава. Нет отдельной конюшни, хлева или сарая. Нет дворца конунга, 
святилища или склада, есть только группа длинных домов, расположенный либо как 
лучи, расходящиеся от центра хутора, либо в несколько линий. Эти дома называются 
оталями, и именно в значении подобных построек и следует искать ключ к 
толкованию руны Отила. В оталях живут все, от простых ремесленников до конунгов, 
других построек просто не существует. В одном отале живёт несколько поколений, 
во главе которых – глава семьи. Нет никаких особых зданий для религиозных 
мероприятий, собраний дружины конунга, никаких «общественных мест». Все эти 
функции берёт на себя именно оталь. 

Дом построен из дерева или любого другого подручного материала. Крыша держится 
на двух рядах деревянных столбов, создающих основу для двух обмазанных глиной 
стен, проходящих внутри дома. Таким образом, дом разделён на три длинные комнаты, 
центральная из которых предназначена для людей. В этой комнате происходит всё: 
это и зал для пиров, и спальня, и кухня. Пол вымазан глиной, чтобы в доме было 
чище, а посередине находится очаг. В очень длинном доме очагов может быть 
несколько. Иногда центральная комната может быть разделена перегородками на 
несколько частей, но это встречается относительно редко. Вдоль стен стоят лавки, 
на которых во время пира сидят гости, а ночью спят домочадцы. Во главе стола 
находится двойное сиденье: для главы семьи и для почётного гостя. Такое сиденье 
позволяет немного обособиться от остальных собравшихся на пиру, чтобы обсудить 
серьёзные дела. Именно здесь решаются самые важные вопросы, касающиеся всего 
рода или даже всего племени. 

Под одной крышей живёт целый род, несколько поколений, что характерно не только 
для скандинавской, но и для славянской культуры. Глава семьи является местным 
правителем, власть которого не вызывает сомнений ни у кого из других 
представителей рода, живущих в этом доме. Система взаимодействия людей, живущих 
в отале, невозможна без подчинения одному лидеру, который решает спорные вопросы 
и принимает решения, касающиеся жизни всего рода. В роду главенствуют 
патриархальные устои, глава семьи – мужчина, хотя положение женщины в 
древнескандинавском обществе не было угнетённым. Более того, к вендельской эпохе 
относятся свидетельства о том, что женщины нередко становились воинами и 
сражались наравне с мужчинами. 

Но вернёмся к самому длинному дому. Оталь устроен максимально практично, в нём 
нет излишеств. Все сокровища и драгоценности древние скандинавы не рассматривали 
в качестве средства для улучшения благосостояния, как правило, золотые изделия 
закапывались или топились в долотах для того, чтобы ими можно было пользоваться 
в Вальхалле. Более того, продажа военных трофеев даже для того, чтобы приобрести 
пищу, считалась для скандинавов позором. При этом бытовые предметы в отале 
практичны и просты. Во время застолья из одного кубка или рога может пить 
несколько человек. Мужчины и женщины, как правило, разбиваются на пары, на 
каждую из которых приходится только один кубок. Незамужние девушки подносят 
гостям пиво, мужчины беседуют о богах и военных походах, которые на заре 
скандинавской культуры, в эпоху ?льсунгов, ограничивались противостоянием родов, 
и самые кровопролитные битвы происходили максимум между сотней человек. Именно 
по образу и подобию таких пиров в отале создавался образ легендарной Вальхаллы, 
именно эти незамужние красавицы, подносящие пиво воинам, стали прообразами 
прекрасных валькирий, украшающих жизнь эйнхериев в чертоге Одина. Оталь был 
настолько значимым для предков викингов, что скандинавский рай был создан по его 
образу и подобию. Длинный дом для германо-скандинавских племён был центром мира, 
основой всей жизни. 

Так как хозяйственных построек у германо-скандинавских племён не было, их 
функции на себя также брал оталь. В двух боковых помещениях, не приспособленных 
для жизни людей, находились загоны для скота. В зависимости от размеров дома и 
благосостояния хозяина, в таких загонах могли жить пара овец, а могло и стадо 
коров до 50 голов. Правда, домашний скот древних скандинавов несколько отличался 
от того, который привыкли видеть мы в современных деревнях. Козы, свиньи, овцы и 
лошади были намного ниже ростом и меньше массой, чем домашний скот тех же римлян, 
с которыми германским племенам приходилось сталкиваться. Низкорослые лёгкие 
животные были ещё и менее прихотливы к условиям жизни, так же, как и жившие с 
ними по соседству люди. Как гласит известная пословица, ржаной хлеб и конское 
мясо создали викингов. 

Но оталь был далеко не просто сочетанием жилого дома с хозяйственными 
помещениями. Он совмещал в себе все функции социальных институтов, типичных для 
человеческого общества. На пирах заключались союзы, плелись интриги, и шло 
разделение сфер влияния. Свя социальная и политическая жизнь германо-скандинавских 
племён проходила именно на таких пирах. 

Но куда интереснее ещё одно предназначение оталя. То, которое практически 
никогда не упоминается в современных толкованиях руны Отила, и то, из-за 
которого поиски печально известного оккультного идеолога немецкого нацизма Гвидо 
фон Листа зашли в тупик. Фон Лист долгие годы искал следы жрецов Вотана, считая, 
что это сословие непременно должно было присутствовать в любом обществе. Тем не 
менее, он не нашёл никаких реальных свидетельств существования у скандинавов 
обособленного класса жрецов, помогавших представителям германо-скандинавских 
племён общаться с асами. Если учесть особенности практичного подхода германцев и 
скандинавов к жизни, становится очевидным, что представители древних племён вряд 
ли согласились бы кормить сословие дармоедов, берущих деньги за то, что передают 
богам просьбы людей. Доказательства этого можно найти в ритуалах рунной магии: 
маг должен лично составлять и читать вису, также он должен лично выбирать руны, 
которые будет использовать для создания формулы. Только сам человек мог знать, 
что именно ему нужно получить от богов и посредник при этом стал бы только 
помехой при обращении просьбы к асам. Гвидо фон Лист совершил ошибку, из-за 
которой все его знания о рунах и символах, накопленные за долгие годы 
исследования, были вывернуты наизнанку, и вместо возрождения стройного Северного 
язычества он создал печально известную оккультную базу для идеологии немецкого 
нацизма, умозрительно заявив о существовании жрецов и объявив себя последним 
жрецом Вотана. За фон Листом потянулись ученики, слушавшие проповеди «последнего 
жреца» об арийских предках, превосходстве немецкой нации и свастике, которая, по 
мнению фон Листа, была зашифрована в восемнадцатом заклинании Одина из «Речей 
Высокого», том самом, о котором нельзя знать «не девам, не жёнам». 

На самом деле, о чём свидетельствуют многочисленные исторические исследования, 
древнескандинавские религиозные обряды, связанные с обращением к асам за помощью 
или советом, проводили не специально подготовленные жрецы, а глава семьи, хозяин 
оталя. Практичность скандинавской религии не позволяла разделять мирскую и 
религиозную сферы, к богам обращались за конкретными ресурсами для достижения 
чётко определённых целей. При этом в основе просьбы лежала твёрдая уверенность и 
чувство ответственности того, кто решения принимает – то есть всё того же главы 
семьи. Именно из-за этого присутствие в подобном обществе жрецов нелогично, 
потому что никто не сможет выразить просьбу к богам точнее, чем тот, кто сам 
определил цели. 

Во время ритуальных пиров, немного отличавшихся от обычных праздничных, 
закалывалось жертвенное животное, его кровь собиралась в жертвенные чаши. С 
помощью специальной метёлки этой кровью окропляли стены и пол оталя, призывая 
асов на помощь. Затем из мяса готовили еду, которой угощали собравшихся на 
ритуал гостей. 

Таким образом, оталь брал на себя ещё и функции храма. Домашний очаг становился 
жертвенным костром, асы приглашались домой к верующим, а не в общее святилище, 
постройка которого в условиях севера, особенно с учётом практичности викингов, 
вряд ли была оправдана. Для сравнения, на Руси дом был лишь местом для мирского 
существования, в то время как основным зданием, дававшим людям возможность 
общения с высшими силами и позволявшим отвлечься от мирской суеты, был храм. Из 
этого следует, что дом для предков викингов был духовным центром рода, основой 
восприятия мира. Дом, защищающий человека от природы, и собирающий всех 
родственников в один сильный клан, был оплотом, центром мироздания северного 
европейца. Это было не временное жилище, это была вечная опора. Кстати, о доме 
как опоре – один из конунгов повелел посадить в полу своего оталя дерево, чтобы 
оно проросло через крышу подобно Иггдрасилю. И этот образ был скандинавам 
понятен и казался логичным. 

Оталь был для германцев и скандинавов всем. Он сочетал в себе все культурные 
функции, просто потому, что был вообще единственным возможным строением у 
предков викингов. У североевропейских племён не было даже каких-то особых 
строений для конунгов. Максимум, что могло меняться в конструкции дома – 
добавление дополнительных перегородок в центральной части. Таким образом, 
правители проводили собрания дружины, решали будущее подчинённого народа, 
награждали и наказывали тоже под крышей оталя. 

Mosaik
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Необходимость понимания культурно-исторической основы рун для их практического применения на примере руны Отила Empty Re: Необходимость понимания культурно-исторической основы рун для их практического применения на примере руны Отила

Сообщение автор Mosaik Вс Окт 22, 2017 10:20 pm

Но и это ещё далеко не всё. Обратимся к мифологии и посмотрим на неё более 
внимательно. Асгард. Чертоги богов. Вальхалла, Трудхейм и другие строения, в 
которых жили и пировали асы и ваны, вершили судьбы людей и отдыхали после 
героических подвигов. Они являются теми же самыми оталями. Асгард сам по себе 
является таким же хутором как и те, в которых жили предки викингов. Единственным 
принципиальным отличием было то, что асы жили в своих чертогах по одному, 
собираясь лишь на пиры. 

В Вальхалле, где пируют энхерии, а валькирии приносят героям мёд и пиво, можно 
узнать те же черты германо-скандинавского оталя. Где-то в боковых помещениях 
отдыхает уставший от путешествий по мирам Слейпнир, и легендарная коза, 
оживающая каждый день. В образе валькирий отразился образ тех молодых девушек, 
прислуживавших на земных пирах. Энхерии сидят в разделённых перегородками 
палатах, которых, если я не ошибаюсь, было 9, и пируют так, как пировали в 
родных домах при жизни. 

Боги скандинавов жили точно так же, как и простые люди. Изначально миры 
Иггдрасиля не были разнесены по мировому дереву, они все находились в одной 
плоскости, и северные боги, считалось, вполне могли жить «вон за тем дальним 
лесом», и не встречались с людьми лишь потому, что у них не возникало такого 
желания. Асы были таким же племенем, как и предки викингов, и мир богов 
описывался подобным миру людей. Это не только даёт возможность понять отношение 
предков викингов к богам. Зная, что Асгард описывался подобным миру людей, читая 
тексы Эдд мы можем узнать о том, как была устроена обычная жизнь предков 
викингов. Это даёт дополнительные ключи для понимания значений древних рун, 
более точные, чем даже археологические данные. Чем лучше маг знает древних богов, 
чем больше он может вынести из тексов Эдд подробностей жизни асов и ванов, тем 
больше у него будет дополнительных подсказок при анализе значений рун. 

Позже у скандинавов появилась ещё одна форма этого универсального дома, 
выполнявшего все культурные функции. В этот же период привычные отали несколько 
меняют свою форму, боковые стены становятся округлыми, дом по форме начинает 
напоминать корабль. А в морях появляются легендарные «морские конунги», 
выходящие на сушу только ради сражений. Это период мореплавания, когда по водам 
северных морей стали плавать корабли, грузоподъемность которых позволяла 
перевозить с места на место целый род, насчитывавший от двадцати до сотни 
человек. И снова практичные скандинавы проявили свою уникальную находчивость: у 
них не было священных текстов и почти не было предметов, носящих сугубо 
религиозную функцию. Это просто было не нужно. Всю религию, всю мифологию и все 
культурные традиции вмещала в себя родовая система, образовывавшая жителей 
одного оталя. Переехав на корабле в другое место, семья ставила привычный 
длинный дом и продолжала жить привычным для себя образом, и сама жизнь такой 
семьи несла на себе отпечаток традиций Асгарда, в котором боги жили точно так же, 
как люди. Эта преемственность позволяла предкам викингов знать религию не 
заучивая её, эта религия просто органично вписывалась в мировоззрение человека, 
жившего в северной Европе в ту эпоху. Сама повседневная жизнь, привычные 
отношения между членами рода, быт – всё было подобно тому, как в представлении 
скандинавов жили асы. Можно сказать, что это был принцип, обратный 
каббалистическому принципу «что наверху, то и внизу». Религия Северной Европы 
строилась по принципу «что внизу, то и наверху». 

Даже те роды, которые, отправившись в плавание, решали не закрепляться на берегу, 
а существовали исключительно за счёт разбойных нападений и ловли рыбы, 
оставались жителями оталя, который просто трансформировался в форму корабля, 
сохранив за собой всё те же культурные и социальные функции. Корабль морского 
конунга был в представлении тех, кто на нём плавал, тем же самым оталём, вот 
почему в начале работы я сказала о допустимости использования Отилы в 
рунескриптах не только для защиты дома, но и для защиты транспортных средств. 

И ещё одно значение оталя как ключевого символа эпохи – одна из форм похоронного 
обряда, при которой погибший воин отпускался в последнее плавание на подожжённом 
корабле. С этим обрядом хоронили только самых выдающихся конунгов, по легенде, 
первым, кого так хоронили, был Один. Таким образом, плавучий оталь становился 
последним земным приютом будущего жителя Вальхаллы. О смысловом сходстве корабля 
с классическим оталем подробно написано в книге культуролога Хлевова «Предвестники 
викингов». 

После такого экскурса в историю германо-скандинавских племён вернёмся к руне 
Отила и посмотрим на неё по-другому. Уже не как те, кто видит в ней абстрактный 
«домашний очаг», а как предок викингов, видящий в ней тот самый оталь. Все 
значения, которые на первый взгляд кажутся не совсем логичными, теперь встают на 
свои места. Отила перестаёт быть просто руной «которая используется так же, как 
Маннац, только в рунескриптах для дома». Честно говоря, я к ней долгое время 
относилась именно так, и только наконец-то начав заниматься историей Скандинавии, 
нашла основу остальных значений Отилы, казавшихся непонятными или 
незначительными. Соотнесение Отилы и оталя даёт рунологу критерий, по которому 
можно оценивать, насколько точным является толкование руны, данное кем-либо из 
современных авторов. Рассмотрим несколько основных значений руны, которые 
связаны с образом оталя. 

Итак, Отила как руна наследственности. Это вовсе не значение дома, который 
переходит по наследству от родителей (такое толкование руны я видела 
неоднократно), это руна духовного наследования и культурной преемственности. В 
форме родовой структуры, живущей в отале, германо-скандинавские племена 
передавали потомкам знания о богах и структуре мира. Традиция оставалась 
незыблемой, и потому древние предания оставались понятными на протяжении многих 
веков. Оталь – это символ эпохи и тех народов, которые жили подобным образом. 
Археологам часто достаточно одного взгляда на остатки древней постройки, которая 
когда-то была одним из тех оталей, чтобы с уверенностью сказать, каким богам 
поклонялись жители этого дома, как они жили, что ценили, к чему стремились, 
просто потому, что для всех жителей оталей существовала одна, практически 
неизменная культурная традиция, обусловленная прочной связью повседневной жизни 
и религии. Это и есть наследие предков, в самом прямом смысле передававшееся 
через оталь. Поэтому логичность духовного наследования в ряду символических 
значений руны Отила становится очевидной. В какой-то степени в этом значении 
Отила может отражать то, что психолог Эрик Берн описал как жизненные сценарии, 
повторяемые в роду из поколения в поколение. Очень часто дети живут так же, как 
жили их родители, хотя сначала сознательно выбирали другой путь. Это может быть 
негативной тенденцией выходить замуж за пьющих мужчин, быть матерью-одиночкой 
или терпеть побои мужа, а может, напротив, быть тенденцией к рождению большого 
числа детей или ведению семейного бизнеса. Причём духовное наследие, отражаемое 
руной Отила, намного глубже чем то, что существует в современном обществе. 
Современный человек стремится к переменам, ко постоянному прогрессу. Он 
ориентирован на будущие изменения и внутренне в к ним готов. Предки скандинавов, 
напротив, были консервативны. Они стремились сохранять традиции и тот уклад 
жизни, который был у многих поколений. Этот уклад жизни помогал избавиться от 
ситуации неопределённости, снимал тревогу и регулировал отношения между людьми. 
Отила, таким образом, отражает наследие не только отдельно взятой семьи, но и 
всей нации, для которой характерны определённые культурные традиции, 
передающиеся из поколения в поколение. 

Кроме того, Отила – это руна взаимодействия людей, живущих вместе. Руна, 
подразумевающая учёт интересов окружающих людей при движении к собственной цели. 
В отале под одной крышей жило и общалось множество людей. Число жителей одного 
длинного дома могло составлять от 20 до 100 человек, это огромный коллектив, 
живя в котором человек должен был постоянно учитывать интересы близких людей. 
Таким образом, Отила обеспечивает конструктивное взаимодействие членов одного 
коллектива. Но в отличие от Гебо это не обязательно сотрудничество. Это может 
быть и простое избегание конфликтов, и подчинение власти лидера, отношения, 
создаваемые руной Отила, далеко не всегда являются отношениями равных, более 
того, они укрепляют иерархию в отношениях, направленную на конструктивное 
взаимодействие в большом коллективе. Традиционное взаимодействие членов одного 
рода вовсе необязательно предполагает эмоциональность, скорее это чёткое 
выполнение социальных функций каждым членом семьи, в результате чего все жители 
оталя могут эффективно взаимодействовать. Таким образом, Отила укрепляет 
иерархические отношения, связанные с подчинением одному авторитету, при этом 
организуемое этой руной взаимодействие обеспечивает конструктивную совместную 
деятельность большой группы людей. 

Ещё одно значение Отилы – укрепление связей с родственниками, улучшение 
отношений между людьми разных поколений. Думаю, связь этого значения с оталем 
является очевидной. 

Кроме того, Отила означает верность традициям, будь то религия, социальное 
устройство, способы взаимодействия. В этом значении она может быть очень 
полезной во время классических магических или религиозных церемоний, 
эффективность которых зависит от чёткости выполнения действий (для того, чтобы 
при магическом действии помогало информационное поле мира). 

Таким образом, все значения этой руны тесно связаны между собой и логично 
дополняют друг друга. Если рассматривать их как единое целое, у мага легко 
сложится довольно точное толкование Отилы. 

Все тонкости символического значения этой руны могут оттеняться соседними рунами 
формулы. Так, добавление к Отиле Феху будет обозначать рост материального 
благосостояния. С точки зрения современных рунологов это сочетание банально и 
очевидно: Отлиа – дом, Феху – деньги. Но опять же, это только поверхностный 
взгляд на руны. Та же сама связка очевидна и для древнескандинавской культуры, и 
именно в этом контексте действие Феху становится более понятным. Она обозначает 
не просто материальные ценности, а тот самый скот, который содержался в боковых 
помещениях оталя, таким образом, благосостояние, которое даёт Феху, обозначает 
ресурс, который может развиваться при должном к нему внимании, причём ресурс 
этот сугубо материален. В условиях современного мира Феху, конечно, не означает 
домашний скот, но она и не означает просто деньги. Это вложения, ценности, 
приносящие доход, достаток дома, который должен использоваться рационально для 
того, чтобы увеличиваться. Поэтому мнение многих изучающих руны маглов, 
утверждающих, что стоит нарисовать Феху, и тут же у человека появятся деньги, 
например, в виде наследства или неожиданной находки – это в корне неверно. Феху 
скорее подскажет, как распорядиться уже имеющимися ресурсами для того, чтобы 
улучшить своё благосостояние, и каких ошибок делать не стоит, чтобы избежать 
материальных проблем. Феху в сочетании с Отилой – это ресурсы, обеспечивающие 
материальное существование жителей дома. 

Сочетание Отилы с Берканой, которое принято считать рунескриптом для 
благополучного рождения наследников, оказывается уже не столь однозначным. 
Кончено, опытный рунолог может вложить в руну тот смысл, который необходим в 
конкретной ситуации, но основным значением этого сочетания является матриархат в 
доме, власть матери, жены. Если использовать этот рунескрипт в амулете для дома, 
возникает опасность, с одной стороны, психологического дискомфорта проживающих в 
доме мужчин, а с другой – излишней расслабленности и пассивности. На мой взгляд, 
наиболее удачным способом избежать этих проблем является уравновешение Берканы 
руной Ингуз. Конечно, Отила, являясь, как это ни парадоксально, мужской руной, 
тесно связанной с образом хозяина дома, в сочетании с Ингуз может показаться 
явным преобладанием мужского начала в доме. Но мужское влияние здесь будет 
выражаться не в форме подавления женщины, а в форме защиты дома, укрепления 
семьи, объединения рода вокруг главы семейства. К тому же, то самое плодородие, 
для которого с Отилой совмещают Беркану, уже с точки зрения здравого смысла не 
возможно без мужчины. А Ингуз ассоциируется с мужским половым здоровьем также, 
как и Беркана с женским. 

Очень интересным может оказаться сочетание Отилы и Маннац. Если руны не войдут в 
противоречие, то Отила поможет пробудить в личности описанное К.Г. Юнгом 
коллективное бессознательное – общие для всех людей архетипы, позволяющие лучше 
понять культурное наследие предков. При этом Маннац позволит перенести эти 
знания в личный опыт, добавив их в самосознание отдельной личности. Здесь 
открывается очень важное значение Отилы – причастность человека к общему 
культурному опыту и к знаниям всего человечества. В людях заложены одинаковые 
способы восприятия действительности, одинаковые образы и смысловые наборы. Отила 
помогает активировать эту мудрость, передавшуюся человеку от предков. К.Г.Юнг 
неоднократно показывал, что в психике человека, в его фантазиях, сновидениях, 
галлюцинациях могут проявляться очень важные глубинные знания, позволяющие 
понять образы богов любых пантеонов, любые философские и религиозные системы, 
любые символы. Это понимание присутствует у человека не в качестве биологической 
особенности, а благодаря возможности сохранять память поколений. Юнг даже 
выделял особые доли мозга, ответственные за хранение содержаний коллективного 
бессознательного. Таким образом, наследие предков присутствует в нашем сознании, 
но для того, чтобы его использовать, необходимо научиться воспринимать эти 
смыслы и образы, доставшиеся от предков. 

Рассмотрим несколько толкований руны Отила, предлагаемых современными авторами (в 
большинстве своём – маглами). Думаю, на этом примере можно проследить, где в 
понимании этой руны, да и Футарка в целом, многие допускают ошибки, неточности 
или «притяжения за уши», а где, напротив, верно понимают руну с культурно-исторической 
точки зрения. 

Начнём с толкования Олега Шапошникова: 

«Руна Othala 

Наследство, наследие. Здесь рассматриваются два аспекта. Первый аспект - это все 
то, что переработано в предыдущих воплощениях. Это опыт прошлых инкарнаций. 
Второй аспект - это связь с семьей, родом. Здесь взаимосвязь идет по 
генетическому признаку. Руна имеет ярко выраженный характер рода, семьи, ярко 
выраженный общественный характер. Она с одной стороны дает возможность помощи 
оттуда, а с другой стороны требует согласования индивидуальных интересов с 
вышеуказанными интересами. 

Управляет переходом между Мидгардом и Нифельхеймом Древа Мира» 

В целом смысл руны г-н Шапошников передаёт верно, однако он начинает поиск в 
руне того, чего в ней нет. В данном случае – это опыт предыдущих инкарнаций. 
Справедливости ради стоит отметить, что в скандинавском эпосе есть указание на 
то, что герои могли перерождаться, в частности, второй раз родился Хельги, один 
из немногих именно скандинавских, а не южно-германских героев «Старшей Эдды». Но 
связь с руной Отила здесь не является очевидной, особенно, если брать 
классический порядок Футарка, заканчивающийся руной Дагаз, а не руной Отила. 
Отила – это коллективный, а не индивидуальный опыт, поэтому в толковании руны 
автор допускает «притяжение за уши». Но это не единственная ошибка, допущенная в 
этом толковании. Думаю, любой маг, который хотя бы теоретически знает, как 
создавать порталы между мирами с помощью рун с лёгкостью ответит, что из 
Мидгарда в Нифльхейм ведёт вовсе не Отила, а либо Исса (что более вероятно, если 
исходить из истории создания мира), либо Наутиз. Откуда г-н Шапошников взял 
информацию о том, что обратимая руна вообще может вести в какой-то из миров для 
меня по-прежнему остаётся загадкой, а уж связь Отилы с Нифльхеймом невозможно 
притянуть даже за немаленькие эльфийские уши. 

Толкование, предложенное известным российским рунологом Антоном Платовым, на мой 
взгляд, является достаточно точным. По Платову руна Отила это «Наследство, как 
духовное, так и материальное. Руна символизирует род, семью, Родину, дом, 
имущество и традиции». В этом кратком определении отражена суть как 
древнескандинавского оталя, так и самой руны. Несмотря на националистическую 
ориентацию подхода г-на Платова, нередко проявляющуюся в его работах, его 
толкование руны Отила является одним из самых точных, найденных мной. Конечно, 
из-за краткости определения в нём отражены не все значения руны Отила, но 
основные упомянуты все. 

Чуть менее точно определение, предложенное С.Батюшковым: «жилище, имущество, 
земли; практичная жизненная позиция, духовная сила предков». Неточность здесь в 
указании на земли, которые якобы отражает Отила. Оталь не имел никакого 
отношения к каким-либо земельным владениям, это только длинный дом, без учёта 
земли вокруг него. Земли скорее можно отнести к руне Феху. Эта неточность 
отражает то, что г-н Батюшков, составляя своё толкование, рассматривал Отилу как 
символ чего-то вроде поместья, что приводит к умозрительным заключениям, не 
имеющим под собой фактической основы. Также не совсем понятно, откуда взялась в 
толковании «практическая жизненная позиция». Конечно, оталь подразумевает 
практичность, особенно в отношении ведения быта, но это значение, на мой взгляд, 
основным не является. Учитывая, как много означал для скандинавов оталь, вряд ли 
практичность была одним из основных значений. При этом Батюшков не говорит ни 
слова о духовном наследии и взаимодействии внутри рода, при том что эти значения, 
как мне кажется, в толковании руны упускать нельзя. 

Два последующих толкования, на мой взгляд, являются удивительно далёкими от 
изначального смысла руны Отила, при том, что авторы этих толкований довольно 
популярны среди маглов, которые хотят изучить руны. Начнём, пожалуй, с 
толкования К.Медоуза: 

«Руна свершения - того, что было достигнуто в результате упорного труда, а затем 
сохранилось для передачи и включения в целостность нашего существа. 
Ассоциируется с понятием "дома" - убежища и места формирования новой личности». 

Уже первая фраза толкования вызывает ощущение нелогичности. «Руна свершения» - 
то есть г-н Медоуз считает, что Отила является результатом действия или его 
финальной стадией? Конечно, создание оталя – это процесс, но ключевое значение 
руны не в создании, а в самом отале. Что касается результатов труда, то г-н 
Медоуз по непонятной мне причине дополняет Отилу значением Йеры, хотя 
предпосылок для включения этого толкования я не вижу. Но причина столь размытых 
формулировок становится ясна при прочтении второй части толкования – г-н Медоуз 
относится к числу тех авторов, которые подразумевая в значении Отилы дом не 
учитывают, что это не просто дом, а Оталь, по сути, приравнивая универсальный 
оталь к современной квартире, которая, бесспорно, является местом убежища и 
формирования новой личности в лице ребенка, но не несёт в себе всех тех значений, 
которые нёс длинный дом у предков викингов. Из этого примера видно, как 
недопонимание культурно-исторической основы Футарка мешает понять суть руны, 
заставляя «притягивать за уши» значения, которых в руне нет или которые являются 
далеко не самыми основными. 

Но самым неподражаемым оказывается, как всегда, Ральф Блюм. Об этом авторе стоит 
рассказать подробнее, потому что он является одним из ярчайших примеров магла, 
пытающегося не только изучать оккультизм, но и обучать ему других. Книги Блюма 
по рунной магии фантастически популярны в книжных магазинах, многие люди 
ссылаются на его работы как на работы признанного авторитета, используя именно 
его толкования рун. Боле того, наборы рун, продающиеся сегодня в магазинах, 
практически все выполнены так, как они описаны г-ном Блюмом. Но при этом маг, 
читая работы этого автора, сразу замечает огромное количество неточностей в 
работах. Ральф Блюм сделал для рунной магии очень много: он позволил чётко 
разделить маглов и магов. Он прославился ещё и включением в стройнейшее колесо 
Футарка новой руны – Верт, эдакий пробел между символами, означающий тайну, 
свободу выбора и ещё много чего другого, чего он не увидел в значениях рун 
Наутиз, Хагалаз, Перто и Совуло. Вслед за г-ном Блюмом пустую руну стали 
использовать везде, всё больше веря в то, что это исконная руна алфавита. Не 
буду вдаваться в длинные рассуждения о том, осознавали ли предки викингов пробел 
между словами как отдельный знак, подобно тому, как осознаём его мы, привыкшие 
печатать на клавиатуре, замечу лишь, что в «Речах Сигрдривы» Старшей Эдды есть 
указания только на 24 руны. Г-н Блюм также с присущей ему креативностью описал 
толкование перевёрнутой Наутиз и сделал немало других «интересных открытий» в 
области рунной магии. 

Итак, руну Отила этот легендарный автор книг по рунной магии описывает следующим 
образом: 

«Это пора расхождения путей. Старая оболочка должна быть сброшена. Задумайтесь 
не только над тем, что поможет вам, но и над тем, что пойдет на пользу другим 
людям, и действуйте в согласии с тем светом, который отныне присутствует в вашей 
жизни». 

Толкование представлено исключительно с точки зрения руной мантики. Мне нередко 
приходилось сталкиваться с людьми, которые занимаются рунной магией и при этом 
видят значение Отилы в мантике именно таким образом. Впрочем, учитывая, что они 
ещё и пользуются руной Верт это вполне симптоматично. И, самое интересное, 
переубеждать их бесполезно, ведь так писал сам великий мастер Ральф Блюм. 

Толкование, предложенное г-ном Блюмом интересно уже с той точки зрения, что если 
у всех остальных авторов можно увидеть верные и не совсем верные предпосылки 
толкования руны, касающиеся основного значения символа, у Блюма таких 
предпосылок не видно вовсе. Я честно пыталась найти среди смысловых значений 
оталя и руны Отила какие-либо намёки на то, что эта руна может отражать 
расхождение путей. Со всеми возможными допущениями и хоть немного обоснованными 
«притяжениями за уши» максимум, что может в этом отношении означать Отила – 
возвращение к родным или следование типичному для рода жизненному сценарию, но 
именно расхождения путей здесь нет. То же касается обновления. Возможно, г-н 
Блюм перенёс на руну Отила часть значений руны Дагаз, ведь эти руны часто путают 
в последовательности Футарка, других объяснений лично я не вижу. Кроме того, 
после прочтения этого толкования возникает ощущение того, что г-н Блюм опасался 
того, что если руны его методами будут предсказывать что-то неверно, от него 
отвернутся поклонники, поэтому он стремился сделать максимально расплывчатую 
интерпретацию, которая, тоже с определенным притяжением за уши может оказаться 
справедливой практически для любого человека. В интерпретации г-на Блюма 
истинный смысл рун угадать практически невозможно, и пример с Отилой тому 
подтверждение. 

Судя по этим примерам, точность толкования руны зависит от того, насколько чётко 
автор представляет себе описываемое руной понятие в том виде, в каком его 
представляли древние скандинавы. Без этого понимания толкование расплывается, 
вбирая в себя несущественные или спорные значения и теряя собственно смысл 
символа. На мой взгляд, основное правило толкования руны – не искать в ней то, 
чего в ней нет. Если не следовать этому правилу, можно уйти настолько далеко от 
самой рунной магии к собственным иллюзиям, что древний смысл символов, а с ним и 
магическое действие, останутся недостижимыми. 

Человек, занимающийся рунной магией, должен как минимум хорошо знать культурные 
традиции создателей Футарка, а в идеале вписать в своё мировоззрение 
скандинавскую мифологию. Тогда и только тогда руны станут работающим 
инструментом в руках мага, и не будут преподносить неприятных сюрпризов в виде 
неожиданно проявившихся значений. Руны отражают великое знание, доступное для 
человеческого понимания, но нужно стремиться понять именно то, что было заложено 
в 24 символах древних скандинавов, а не искать в них то, чего в них нет. Нельзя 
сказать, что руны – это просто. Но значения, заложенные в древнем алфавите 
изначально понятны для человека, и если не засорять это понимание лишними «притяжениями 
за уши», руны заговорят с магом. К сожалению, это понимают далеко не все. Взять 
хотя бы бесконечные соотнесения рун с картами Таро, архетипами Артурова цикла, 
знаками зодиака и т.п. Руны уникальны, как уникальная любая магическая 
символическая система. При этом человеку всегда было свойственно искать 
закономерности там, где их нет. Это свойство нашего сознания, заставляющее 
искать стройные системы во всём, что его окружает мешает воспринимать реальность 
такой, какая она есть. Необходимо научиться отделять истинные смыслы от 
собственных гипотез, которые далеко не всегда верны. Понимая культурно-историческую 
основу рунных символов, можно с большей вероятностью избежать ошибок, связанных 
с внесением в толкование собственных необоснованных представлений о символе.
Mosaik
Mosaik
Admin
Admin

Сообщения : 8541
Дата регистрации : 2017-04-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения